Пандемия COVID-19 значительно ускорила внедрение цифровых решений в образовании. Особенно быстро стали развиваться технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности. Повседневная жизнь перешла в онлайн: работа, встречи, обучение. Компании начали активно внедрять цифровые платформы, а AR/VR стали более доступными и функциональными благодаря улучшению мобильных устройств и сетей. Эти технологии нашли применение и в образовательных целях — от языковых курсов до виртуальных лабораторий. Так возникла новая цифровая среда, в которой знания можно получать в удобном формате и ритме. Неформальное образование стало отвечать запросам времени — гибкость, доступность и персонализация. Это открыло дорогу к массовому онлайн-обучению и появлению новых моделей педагогики. Изменилось само понимание обучения: оно стало непрерывным, мобильным и технологичным.
это структурированная преднамеренная и организованная образовательная деятельность, которая осуществляется вне рамок формальной школьной системы. В отличие от формального образования, которое следует установленному учебному плану и обычно ассоциируется со школами и официальной сертификацией, неформальное образование является более гибким, адаптируемым и ориентированным на учащегося.
Оно даёт людям всех возрастов возможность приобретать навыки и знания на протяжении всей жизни. Такой формат может быть альтернативой или дополнением к формальному обучению, особенно в условиях стремительного развития технологий. Целенаправленное и устойчивое, неформальное образование отличается от спонтанного тем, имеет обучающую цель. С середины XX века мир вошёл в эпоху цифровизации: доступ к знаниям стал шире, началась четвёртая индустриальная революция.
Неформальное образование
Генеративный ИИ в образовании: вызовы и возможности
Генеративный искусственный интеллект (ГИИ) стал активно использоваться в образовании, создавая тексты, презентации, изображения и даже видео. Он внедряется в онлайн-платформы и системы поддержки преподавания, открывая новые возможности персонализации. Однако это вызвало и опасения. ChatGPT и его аналоги могут создавать убедительные, но недостоверные тексты, вводя в заблуждение. Исследования показывают, что такие модели могут генерировать дезинформацию, фейковые источники и псевдонаучные ссылки. Это делает важным развитие критического мышления
у студентов и цифровой грамотности у преподавателей. Кроме того, преподавателям требуется осваивать новые компетенции — не только технические, но и методические. Важно научиться использовать ИИ как инструмент, а не замену себя. ГИИ требует этической оценки: кто несёт ответственность за созданный контент? Многие страны начали обсуждать нормативные меры и внедрять внутренние политики в учебных заведениях. Возникает необходимость в международном сотрудничестве для обеспечения безопасности и прозрачности ИИ в образовании. Кроме создания материалов, ИИ может адаптировать содержание под каждого ученика. Но он также должен быть прозрачным, управляемым и контролируемым. Только тогда ИИ сможет стать помощником, а не источником угрозы.
Иностранные учащиеся ценят гибкий график и возможность записывать лекции, тогда как отечественные — комфорт домашнего обучения. Всё это стало частью нового цифрового ландшафта образования. ИИ ускорил трансформации
и сформировал новую роль преподавателя — медиатора между технологией и студентом. Вместе с этим выросла потребность
в новых педагогических и цифровых компетенциях. Преподаватели столкнулись с вызовами: от мотивации студентов до освоения генеративного ИИ. Спрос на цифровую грамотность и адаптивность стал как никогда актуален.
В эпоху глобального кризиса технологии стали не просто инструментом — они стали новой нормой.
Пандемия COVID-19 стала катализатором развития ИИ и цифрового образования. Несмотря на экономические сложности, инвестиции в ИИ выросли. Количество научных публикаций и проектов в этой сфере резко увеличилось, особенно в медицине, где использовались нейросети для диагностики, поиска лекарств и отслеживания контактов. ИИ начал активно внедряться и в образование, здравоохранение, ритейл. Одновременно платформы онлайн-обучения, такие как Coursera и edX, зафиксировали колоссальный рост: в 2020 году на Coursera число пользователей увеличилось на 644% по сравнению с предыдущим годом. Краткосрочные онлайн-курсы, особенно по прикладным и цифровым навыкам, стали приоритетом для тех, кто хотел сменить профессию или получить второе высшее образование. Исследования показали позитивное отношение студентов к онлайн-форматам.
Влияние пандемии на развитие ИИ и онлайн-образование
Цифровое образование играет важнейшую роль в решении различных проблем и повышении результативности обучения в различных областях. Исследования показали, что интеграция цифровых компетенций, включая знания об ИИ и этические аспекты, необходима для безопасного и эффективного внедрения ИИ в здравоохранение и образование, что подчеркивает важность партнерства и междисциплинарного сотрудничества для борьбы с цифровой неграмотностью и продвижения цифровой грамотности (Malerbi et al., 2023). Цифровое образование – это быстро развивающаяся область, в которой исследования сосредоточены на междисциплинарных практиках, адаптивном обучении с использованием больших данных, а также на таких будущих тенденциях, как человеко-компьютерные модели обучения и интеллектуальное образование (Yang et al., 2022). Цифровая трансформация в управлении образованием, как показывает практика, позволяет рационализировать процессы, 38 расширить участие студентов, повысить их удовлетворенность и качество образования (Li, 2024). Цифровые подходы, такие как виртуальные выставки, предлагают инновационные образовательные возможности. Данные технологии обеспечивают глобальный доступ, что вызывает только положительные отзывы у студентов (Gül et al., 2023). Цифровизация международного образования привела к тому, что деятельность студентов переместилась на цифровые платформы, предлагая новые возможности обучения. Это приобрело решающее значение, особенно с ростом онлайн-образования во время пандемии COVID-19 (Chang et al., 2022).
Автор: Витвитцкая Анастасия А. SPIN-код автора: 3808-2494
Цифровая трансформация образования и неформальное обучение
Неформальное образование
Что такое неформальное образование и как оно трансформировалось в эпоху цифровизации
Made on
Tilda